Декабрь 2013г. 

 Армения,  тяготение историей (c изменениями).

                                     

 “Наше настоящее является продолжением нашего тяжелого 

                                      прошлого.» (Раффи, «Искры»)

 

1.Введение.  2. История. 3. Второе тысячелетие. 4. Знать.      5.Народ.  6. Церковь. 7. Экономика. 8. Общество. 9. Борьба. 10.Менталитет. 11. Диаспора. 12. Россия.  13. Великая Октябрьская Революция. 14. Карабахская война. 15. Послевоенный период. 16.Деградация общества. 17. Эмиграция. 18. Власть. 19. Политические партии. 20. Олигархи .21. Что делать? С чего начать?

 

Тема, которую я затронул, требует всестороннего анализа посредством площадки для дискуссии. Одному человеку не под силу анализ всего спектра факторов и явлений, которые влияют на судьбу народа.

Возможно, данная работа  даст импульс к началу аналитических изысканий и созданию площадки для дискуссий по поводу возможных  причин тяжелой судьбы постсоветской Армении и необходимых переменах.

21сентября 1991 года  Армения объявила о независимости.

Более 20 лет народ Армении ищет пути для нормальной жизни. Но все безрезультатно. Жизнь становится все труднее и народ все более опускается в бездну нищеты. Все реальнее проступают очертания очередной трагедии народа. Трагедии, которую, по всей вероятности, назовут очередным геноцидом и в случае сохранения народа, будут веками требовать признания статуса народа, как жертва геноцида.

Что происходит?  Почему народ, имеющий более  2000- летний исторический опыт государственности, никак не может выйти из состояния мученика и начать достойно жить? Народ, про который все говорят, что он трудолюбив, чтит семью и старших, храбр в сражениях, сумел противостоять великим державам, имеет в своей истории и в современности множество великих личностей. Народ, который сохранился на карте мира, несмотря на то, что был постоянно на грани исчезновения. Что же происходит с этим народом?

Работ, посвященных всестороннему анализу,  не существует.  Все умозаключения  основываются на чувственном  патриотизме, переходящем в национализм и не могут быть объективными. Все причины сводятся к  виновности  других государств, географическом положении, и предательствах личностей .

Конечно,  личности играют определенную роль в исторических процессах. Ведь исторические процессы не происходят сами по себе, без участия людей.  Но существуют  исторические и общественные условия, которые  создают личностей, участвующих в развитии истории.

Для меня абсолютно ясно, что любые последствия имеют свои  причины. Для народов, это, в основном, причины исторические, не всегда зависящие даже от самого народа.

Я  попробую  выявить причины неудач современной Армении с позиции исторического материализма.

Я думаю, чтобы понять происходящее, нужно начать с истории армянского народа.           

 История.

Я не думаю, что нужно пересказывать историю.  Приведу только основные этапы, которые, на мой взгляд, имели влияние на  настоящее Армении.

Армянская государственность образовалась около 2000 лет до нашей эры. Это был героический период народов Армении. Это был период взлетов и падений.

Героическая история продолжалась до 4 века нашей эры. Дальнейшая история армян полна и героизма и трагизма.

В конце VII века Армения утратила свою фактическую самостоятельность.

Продолжался дальнейший распад Армении и разделение на мелкие вассальные княжества.

Дальнейшую историю Армении  можно охарактеризовать, как упадком во всех сферах. Причиной тому стали нашествия турок-сельджуков. Ослабленная и разделенная Армения не могла ничего противопоставить им. «Первые набеги огуз-туркменских племен в Армению были зафиксированы в 1016 году, когда последние атаковали Васпураканское царство. В середине XI века Армения начинает подвергаться систематическим набегам турок-сельджуков — завоевателей, нахлынувших из Средней Азии и утвердившихся в Иране…С эпохи сельджукского завоевания начинается многовековой процесс вытеснения армянского населения из Армении тюркскими племенами».

«В течение XIII—XIV веков в Армении происходил также процесс постепенного вытеснения армянской знати пришлой военно-кочевой знатью — монгольской, тюркской и курдской[103]. Как отмечает И. П. Петрушевский, «место армянских феодалов заняли завоеватели — монгольская, туркменская и курдская военно-кочевая знать, принесшая с собой феодальные порядки иного типа.»[102]. Господство монгольских ильханов и особенно туркменских завоевателей кара-коюнлу и ак-коюнлу имели крайне тяжелые последствия для Армении: были разорены производительные силы, часть населения подверглась ограблению и истреблению, были уничтожены памятники культуры.». «Несмотря на войны, вторжения и переселения, армяне, вплоть до XVII века, всё ещё составляли большинство населения Восточной Армении[104]. 

В XVIII веке Давид-Бек и Иосиф Эмин возглавляли борьбу закавказских армян против турок и иранцев.

С начала XIX века территории исторической Восточной Армении постепенно присоединяются к Российской империи.  Подписанные  Туркманчайский мирный договор отдавал территории этих ханств России и устанавливал в течение года право свободного переселения мусульман в Персию, а христиан — в Россию. В 1828 на есте Эриванского и Нахичеванского ханств была образована Армянская область, и в неё были массово переселены из Ирана[115] потомки армян, насильственно выселенных персидскими властями из Закавказья в начале XVII века [113]. Впоследствии в 1849 году Армянская область была преобразована в Эриваньскую губернию. По итогам Русско-турецкой войны 1877—1878 под контроль Российской империи перешла другая часть исторической Армении — Карс и его окрестности, из которых была организована Карсская область.»

Жизнь армян на армянских землях, захваченных османами была также полна трагизма, как и в Персии. «Османская империя управлялась в соответствии с исламскими законами. Такие «неверные», как христиане и евреи должны были платить дополнительные налоги, чтобы удовлетворять требованиям своего статуса зимми.  Армяне, проживающие в Константинополе пользовались поддержкой султана, в отличие от тех, кто проживал на территории исторической Армении. Они были подвержены жестокому отношению со стороны местных паша и бейев и вынуждены были платить ещё и налоги, наложенные курдскими племенами]. Армяне (как и другие христиане, проживающие в Османской империи) также должны были отдавать часть здоровых мальчиков султанскому правительству, которое делало из них янычар.

В XVI — начале XX вв. правители Османской империи активно заселяли исторические армянские земли мусульманами курдами, которые были более лояльны турецкому правлению и имели меньше политических амбиций, чем армяне. С началом упадка Османской империи в XVII веке отношение властей к христианам вообще и к армянам в частности стало заметно ухудшаться… Армянам, считавшимся гражданами второго сорта, запрещалось носить оружие, и они становились жертвами курдских мародеров и оттоманских сборщиков налогов

«В последние годы существования Османской империи в ней начались этнические чистки среди христианского населения, особенно сильно в которых пострадали армяне.Первая волна убийств прошла в 1894—1896 годах, а последняя — в 1915—1923 годах… События с 1915 по 1923 года расцениваются подавляющим большинством историков именно как поддержанное государством массовое убийство — геноцид…Точное число жертв трудно подсчитать. Из множества источников известно, что только в лагерях погибло более миллиона человек, не считая армян, которые были умерщвлены иными способами. Общее число погибших оценивается в полтора миллиона человек. Сотни тысяч армян вынуждены были спасаться от преследования и искать новую страну проживания.».

В период с середины XI по начало XX века на территории исторической Армении не было сильной армянской государственности. Существовали лишь относительно независимые княжества и меликства. Они временами были подконтрольны византийцам, монголам, персам и туркам. В начале XX века Западная Армения оставалась под турецким игом, а Восточная являлась частью России. С началом развала Османской и Российской империй вновь появилась надежда на создание  армянского государства на территории исторической Армении.

Итак, история армян, это путь от могущества до рабства. Это было не то рабство, которое было в Европе и Америке. Это было рабство души и сознания и насаждалось тысячелетиями. 

 

Второе тысячелетие.

У армянского народе есть много изречений, которые дают точное определение, кто есть армяне и армянское государство.    Например: հայ ենք էլի( с иронией); ժողովուրդ չենք; որ տեղ հաց-նդեղ կաց; մարդ չենք; թուրքը հայից լավն է; Եղունգ ունես, գլուխթ քորի;  и т. п.     

Откуда у народа может привиться такое  негативное отношение к самому себе. Все, что находит благодатную почву в народе, это зеркальное отражение его истории и бытия.

Как показывает история, второе тысячелетие нашей эры, для Армении были самыми трагичными. В то время, когда молодые государства осваивали новые виды общественного производства, устройства государства и общества, армяне  боролись за свое выживание. От государственного устройства и общества остались только воспоминания. Все попытки восстановления государства и общественное развитие подавлялись очередным нападением усилившегося соседа. Армяне просто не успевали начать, что – либо создавать. И, возможно, это привило в нации менталитет «временщика», то есть быстрого заработка, не создавая основных средства производства. И сейчас, если обратить внимание, армяне все стараются сделать быстро. Армянин спешит, все делает с оглядкой. Нужно успеть, пока не пришел враг. Он одинок, его лишили чувства социума.

Народ Армении на протяжении тысячу лет не имел самостоятельности и не развивался. Те условия существования, которые навязали народу захватчики,  выработали в народе животный страх за свою жизнь  инстинкт  выживания.   Их жизнь всегда висит на волоске.  Их могут убивать и резать без суда и следствия. Такое право дано захватчику.  О чем могут думать люди при таких обстоятельствах, только о возможности выжить. Пусть для этого нужно применять все пороки человека,  но надо выжить.

При таких обстоятельствах не может быть общественного производства, и соответственно - общественное развитие и прочие атрибуты, которые проходят народы в классическом понимании. За множество веков турецко-персидского владычества, народ Армении превратился в сборище людей, где каждый думает только о себе и своей семье. Это заложено в нашей исторической памяти. Для нас не утвердилась аксиома, что  только благополучие общества, может дать благополучие личности и семьи.

Для того, чтобы привести к логическому завершению данные утверждения, необходимо рассмотреть некоторые причины,  которые имели влияние на становление современной армянской нации.

Знать.

Армяне входят в число древнейших народов, на основе развития которых, развивались более поздние государства.

Армянская нация была обезглавлена,  потеряла самостоятельность,  и остановилась в развитии. Что значит для нации, быть обезглавленной? История развития народов показывает, что объединяющим и развивающим началом народов в античности и средневековье была богатая знать и церковь. Это были самые образованные  представители нации. Они были «локомотивом» наций на пути экономического и общественного развития. Несколько столетий  армянскую  знать истребляли, а неграмотный  народ  делали  послушными  рабами.  Народ остался без предводителей. Развитие народа остановилось.

Народ.

Народ попал под управление менее развитых народов, что стало еще одной причиной остановке в развитии. В то время, когда в Европе проходила индустриализация и зарождение общественного производства, народы Армении жили натуральным хозяйством, без промышленного производства. Кроме того, армян держали на уровне низшего народа, что так же было причиной деградации.  Армянам было запрещено ношение и хранение оружия.  В головах армян насаждалось послушание. Любой представитель правящей нации мог без суда и следствия убивать армян. Жизнь в бедности, в постоянном страхе ожидания смерти, все это привело к тому, что у армян притупилось чувство социума, то есть чувство общности нации. В итоге название народа армян осталось, но фактически это был не народ, а сборище  людей, думающих только о собственном выживании. 

В 20 век армяне вступили, как народ, которого мог «обидеть» любой желающий.  Самым передовым производством была кузница. Все промышленное производство из металла были изделия  кузнеца. Основу сельского хозяйства составляли семьи. Производительность труда была на уровне средневековья. Нищета была во всем.  Люди жили только ради выживания.

«Отличительной особенностью человеческого общества является уровень развития образования, достаточный для сохранения накопленного опыта путём последовательной передачи информации от поколения к поколению.» 

Исторический ген социальности поведения видоизменился, или притупился. На смену ему выступил ген самосохранения и сохранения семьи. Более, ген физического сохранения своей жизни. 

Продолжение в рубрике "Каталог статей" (кликнуть на название).