Главная » Статьи » Мои статьи

Армения -тяготение историей или взгляд изнутри.
              Декабрь 2013г.
Армения - тяготение историей или взгляд изнутри.
“Наше настоящее является продолжением нашего тяжелого
прошлого.» (Раффи, «Искры», 1876-77гг.)


1.Предисловие. 2. История. 3. Второе тысячелетие. 4. Знать. 5.Народ. 6. Церковь. 7. Экономика. 8. Общество. 9. Борьба. 10.Менталитет. 11. Диаспора. 12. Россия. 13. Великая Октябрьская Революция. 14. Карабахская война. 15. Послевоенный период. 16.Деградация общества. 17. Эмиграция. 18. Власть. 19. Политические партии. 20. Олигархи .21. Что делать? С чего начать?
Предисловие.
Тема, которую я затронул, требует всестороннего анализа посредством площадки для дискуссии. Одному человеку не под силу анализ всего спектра факторов и явлений, которые влияют на судьбу народа.
Возможно, данная работа даст импульс к началу аналитических изысканий и созданию площадки для дискуссий по поводу возможных причин тяжелой судьбы постсоветской Армении и необходимых переменах.
21сентября 1991 года Армения объявила о независимости.
Более 20 лет народ Армении ищет пути для нормальной жизни. Но все безрезультатно. Жизнь становится все труднее и народ все более опускается в бездну нищеты. Все реальнее проступают очертания очередной трагедии народа. Трагедии, которую, по всей вероятности, назовут очередным геноцидом и в случае сохранения народа, будут веками требовать признания статуса народа, как жертва геноцида.
Что происходит? Почему народ, имеющий более 2000- летний исторический опыт государственности, никак не может выйти из состояния мученика и начать достойно жить? Народ, про который все говорят, что он трудолюбив, чтит семью и старших, храбр в сражениях, сумел противостоять великим державам, имеет в своей истории и в современности множество великих личностей. Народ, который сохранился на карте мира, несмотря на то, что был постоянно на грани исчезновения. Что же происходит с этим народом?
Работ, посвященных всестороннему анализу, не существует. Все умозаключения основываются на чувственном патриотизме, переходящем в национализм и не могут быть объективными. Все причины сводятся к виновности других государств, географическом положении, и предательствах личностей .
Конечно, личности играют определенную роль в исторических процессах. Ведь исторические процессы не происходят сами по себе, без участия людей. Но существуют исторические и общественные условия, которые создают личностей, участвующих в развитии истории.
Для меня абсолютно ясно, что любые последствия имеют свои причины. Для народов, это, в основном, причины исторические, не всегда зависящие даже от самого народа.
Я попробую выявить причины неудач современной Армении с позиции исторического материализма.
Я думаю, чтобы понять происходящее, нужно начать с истории армянского народа.
История.
Я не думаю, что нужно пересказывать историю. Приведу только основные этапы, которые, на мой взгляд, имели влияние на настоящее Армении.
Армянская государственность образовалась около 2000 лет до нашей эры. Это был героический период народов Армении. Это был период взлетов и падений.
Героическая история продолжалась до 4 века нашей эры. Дальнейшая история армян полна и героизма и трагизма.
В конце VII века Армения утратила свою фактическую самостоятельность.
Продолжался дальнейший распад Армении и разделение на мелкие вассальные княжества.
Дальнейшую историю Армении можно охарактеризовать, как упадком во всех сферах. Причиной тому стали нашествия турок-сельджуков. Ослабленная и разделенная Армения не могла ничего противопоставить им. «Первые набеги огуз-туркменских племен в Армению были зафиксированы в 1016 году, когда последние атаковали Васпураканское царство. В середине XI века Армения начинает подвергаться систематическим набегам турок-сельджуков — завоевателей, нахлынувших из Средней Азии и утвердившихся в Иране…С эпохи сельджукского завоевания начинается многовековой процесс вытеснения армянского населения из Армении тюркскими племенами».
«В течение XIII—XIV веков в Армении происходил также процесс постепенного вытеснения армянской знати пришлой военно-кочевой знатью — монгольской, тюркской и курдской[103]. Как отмечает И. П. Петрушевский, «место армянских феодалов заняли завоеватели — монгольская, туркменская и курдская военно-кочевая знать, принесшая с собой феодальные порядки иного типа.»[102]. Господство монгольских ильханов и особенно туркменских завоевателей кара-коюнлу и ак-коюнлу имели крайне тяжелые последствия для Армении: были разорены производительные силы, часть населения подверглась ограблению и истреблению, были уничтожены памятники культуры.». «Несмотря на войны, вторжения и переселения, армяне, вплоть до XVII века, всё ещё составляли большинство населения Восточной Армении[104].
В XVIII веке Давид-Бек и Иосиф Эмин возглавляли борьбу закавказских армян против турок и иранцев.
С начала XIX века территории исторической Восточной Армении постепенно присоединяются к Российской империи. Подписанные  Туркманчайский мирный договор отдавал территории этих ханств России и устанавливал в течение года право свободного переселения мусульман в Персию, а христиан — в Россию. В 1828 на есте Эриванского и Нахичеванского ханств была образована Армянская область, и в неё были массово переселены из Ирана[115] потомки армян, насильственно выселенных персидскими властями из Закавказья в начале XVII века [113]. Впоследствии в 1849 году Армянская область была преобразована в Эриваньскую губернию. По итогам Русско-турецкой войны 1877—1878 под контроль Российской империи перешла другая часть исторической Армении — Карс и его окрестности, из которых была организована Карсская область
Жизнь армян на армянских землях, захваченных османами была также полна трагизма, как и в Персии. «Османская империя управлялась в соответствии с исламскими законами. Такие «неверные», как христиане и евреи должны были платить дополнительные налоги, чтобы удовлетворять требованиям своего статуса зимми. Армяне, проживающие в Константинополе пользовались поддержкой султана, в отличие от тех, кто проживал на территории исторической Армении. Они были подвержены жестокому отношению со стороны местных паша и бейев и вынуждены были платить ещё и налоги, наложенные курдскими племенами]. Армяне (как и другие христиане, проживающие в Османской империи) также должны были отдавать часть здоровых мальчиков султанскому правительству, которое делало из них янычар.
В XVI — начале XX вв. правители Османской империи активно заселяли исторические армянские земли мусульманами курдами, которые были более лояльны турецкому правлению и имели меньше политических амбиций, чем армяне. С началом упадка Османской империи в XVII веке отношение властей к христианам вообще и к армянам в частности стало заметно ухудшаться… Армянам, считавшимся гражданами второго сорта, запрещалось носить оружие, и они становились жертвами курдских мародеров и оттоманских сборщиков налогов
«В последние годы существования Османской империи в ней начались этнические чистки среди христианского населения, особенно сильно в которых пострадали армяне.Первая волна убийств прошла в 18941896 годах, а последняя — в 19151923 годах… События с 1915 по 1923 года расцениваются подавляющим большинством историков именно как поддержанное государством массовое убийство — геноцид…Точное число жертв трудно подсчитать. Из множества источников известно, что только в лагерях погибло более миллиона человек, не считая армян, которые были умерщвлены иными способами. Общее число погибших оценивается в полтора миллиона человек. Сотни тысяч армян вынуждены были спасаться от преследования и искать новую страну проживания.».
В период с середины XI по начало XX века на территории исторической Армении не было сильной армянской государственности. Существовали лишь относительно независимые княжества и меликства. Они временами были подконтрольны византийцам, монголам, персам и туркам. В начале XX века Западная Армения оставалась под турецким игом, а Восточная являлась частью России. С началом развала Османской и Российской империй вновь появилась надежда на создание армянского государства на территории исторической Армении.
Итак, история армян, это путь от могущества до рабства. Это было не то рабство, которое было в Европе и Америке. Это было рабство души и сознания и насаждалось тысячелетиями.


Второе тысячелетие.
У армянского народе есть много изречений, которые дают точное определение, кто есть армяне и армянское государство. Например: հայ ենք էլի (армяне, да)( с иронией); ժողովուրդ չենք (мы не народ); որ տեղ հաց-նդեղ կաց (там где хлеб, там оставайся); մարդ չենք (мы не люди); թուրքը հայից լավն է (турок лучше армянина); Եղունգ ունես, գլուխթ քորի (есть ногти, чеши голову); и т. п.
Откуда у народа может привиться такое негативное отношение к самому себе. Все, что находит благодатную почву в народе, это зеркальное отражение его истории и бытия.
Как показывает история, второе тысячелетие нашей эры, для Армении были самыми трагичными. В то время, когда молодые государства осваивали новые виды общественного производства, устройства государства и общества, армяне боролись за свое выживание. От государственного устройства и общества остались только воспоминания. Все попытки восстановления государства и общественное развитие подавлялись очередным нападением усилившегося соседа. Армяне просто не успевали начать, что – либо создавать. И, возможно, это привило в нации менталитет «временщика», то есть быстрого заработка, не создавая основных средства производства. И сейчас, если обратить внимание, армяне все стараются сделать быстро. Армянин спешит, все делает с оглядкой. Нужно успеть, пока не пришел враг. Он одинок, его лишили чувства социума.
Народ Армении на протяжении тысячу лет не имел самостоятельности и не развивался. Те условия существования, которые навязали народу захватчики, выработали в народе животный страх за свою жизнь и инстинкт выживания. Их жизнь всегда висит на волоске. Их могут убивать и резать без суда и следствия. Такое право дано захватчику. О чем могут думать люди при таких обстоятельствах, только о возможности выжить. Пусть для этого нужно применять все пороки человека, но надо выжить.
При таких обстоятельствах не может быть общественного производства, и соответственно - общественное развитие и прочие атрибуты, которые проходят народы в классическом понимании. За множество веков турецко-персидского владычества, народ Армении превратился в сборище людей, где каждый думает только о себе и своей семье. Это заложено в нашей исторической памяти. Для нас не утвердилась аксиома, что только благополучие общества, может дать благополучие личности и семьи.
Для того, чтобы привести к логическому завершению данные утверждения, необходимо рассмотреть некоторые причины, которые имели влияние на становление современной армянской нации.
Знать.
Армяне входят в число древнейших народов, на основе развития которых, развивались более поздние государства.
Армянская нация была обезглавлена, потеряла самостоятельность, и остановилась в развитии. Что значит для нации, быть обезглавленной? История развития народов показывает, что объединяющим и развивающим началом народов в античности и средневековье была богатая знать и церковь. Это были самые образованные представители нации. Они были «локомотивом» наций на пути экономического и общественного развития. Несколько столетий армянскую знать истребляли, а неграмотный народ делали послушными рабами. Народ остался без предводителей. Развитие народа остановилось.
Народ.
Народ попал под управление менее развитых народов, что стало еще одной причиной остановке в развитии. В то время, когда в Европе проходила индустриализация и зарождение общественного производства, народы Армении жили натуральным хозяйством, без промышленного производства. Кроме того, армян держали на уровне низшего народа, что так же было причиной деградации. Армянам было запрещено ношение и хранение оружия. В головах армян насаждалось послушание. Любой представитель правящей нации мог без суда и следствия убивать армян. Жизнь в бедности, в постоянном страхе ожидания смерти, все это привело к тому, что у армян притупилось чувство социума, то есть чувство общности нации. В итоге название народа армян осталось, но фактически это был не народ, а сборище людей, думающих только о собственном выживании.
В 20 век армяне вступили, как народ, которого мог «обидеть» любой желающий. Самым передовым производством была кузница. Все промышленное производство из металла были изделия кузнеца. Основу сельского хозяйства составляли семьи. Производительность труда была на уровне средневековья. Нищета была во всем. Люди жили только ради выживания.
«Отличительной особенностью человеческого общества является уровень развития и образования, достаточный для сохранения накопленного опыта путём последовательной передачи информации от поколения к поколению.» Какой опыт могли передать армяне потомкам?
Исторический ген социальности поведения видоизменился, или притупился. На смену ему выступил ген самосохранения и сохранения семьи. Более, ген физического сохранения своей жизни.
Церковь.
В истории развитии государств и обществ определяющую роль играла церковь. Церковь в мировой истории, помимо негативной роли, играла роль просветительства и альтернативой власти. Это способствовало становлению института разделения властей, что продвигало народы к становлению демократического общества и народовластию. Церковь развивалась совместно с развитием общественного производства и играла важную роль в развитии общественных отношений. Когда народ Армении лишился своих правителей, осталась церковь. Но церковь находилась под влиянием захватчиков, и исполняла волю захватчиков. Вся деятельность церкви были направлены только на сохранения себя, языка и биологической жизни людей. В тех условиях это было естественным процессом, и ни о каком развитии и положительной роли церкви не могло быть и речи. Церковь есть отражение развития народа, и ее развитие остановилось после потери самостоятельности государства. Примером тому можно считать то, что языком современной армянской церкви до сих пор служит старо-армянский язык (грабар). Все проповеди читаются на языке, который мало кто понимает. Служители церкви, по воле исторической памяти, заняты тем- же, чем и народ, выживанием и по возможности –накоплением богатств. На сегодня, в своем архаичном состоянии, церковь слилась с государством, хотя по конституции провозглашено «Статья 8.1. В Республике Армения церковь отделена от государства.»
Когда нет внятной идеологии, спасает национализм и церковь. С развалом СССР началось очередное насаждение церквей по всей территории Армении и внедрение религии в учебные заведения. Церковные праздники стали государственными. Государство оказывает церкви финансовую поддержку.
Церковь осталась в средневековье. Роль церкви в современном Армянском государстве негативна.
Экономика.
В первом тысячелетии до н.э. Армения входила в число экономически развитых стран того времени. Были развиты экономика, культура, искусство.
Экономика Армении остановилась с приходом менее развитых в экономическом отношении захватчиков. Начиная со второго тысячелетия нашей эры, в Армении, экономические отношения складывались на уровне натуральных хозяйств, ремесло и кустарный промысел.
Отдельно нужно сказать о торговле. Торговля сделалась национальной чертой армянина. Армянин не имел возможности долгосрочных капиталовложений. Его в любое время могли лишить жизни и имущества. Военно-кочевые племена не занимались экономикой. Их интересовала только дань. Вот и занимались армяне выплатой дани (взятки) и торговлей. Так же торговля их интересовала ввиду возможности обретения новой Родины.
То же самое происходит и сейчас. Большая часть населения Армении заняты торговлей и эмиграцией. Но это отголоски ближайщей исторической памяти. Интеллектуальный потенциал народа создавался во времена расцвета армянской государственности и в основе своей сохранен в древней исторической памяти народа. Это дает возможность прорыва в развитии при благоприятных экономических условиях. Только общественный способ производства может дать импульс развития всего потенциала нации.
Общество.
При таких обстоятельствах не могло состояться армянское общества. Начиная с Первой Республики, не существовало концепции строительства общества. Только национализм. Отдельные попытки организации заканчивались провалом. Первые общественные организации смогли создаться после геноцида 1915 года в развитых странах эмигрантами. Это было под влиянием общественного развития тех стран. Но груз исторической памяти тяготеет над ними. И впоследствии, организующим для них стали только требования признания геноцида. Это стало идеологией, которая не может привести к развитию. Дальнейшее развитие общества не произошло. Жизнь прошлым, без идеологии строительства будущего, обрекает народ Армении на вечные страдания.
Борьба. "Активисты».
На протяжении всей своей истории, народ Армении боролся против внешних захватчиков. Вечные войны и эмиграция привели к нищете процветающий край. У народа не было времени заниматься собственным развитием. Народ жил на выживание. Постоянная борьба с внешним врагом забирала всю энергию, не оставалось места для осмысления внутренних процессов. Опыта внутренней борьбы за политические и экономические права у народа не было, потому что не было самостоятельности. У народа вообще не было никаких прав. И даже права на жизнь.
Развитые страны имеют многовековой опыт внутренней борьбы народов за свободы. Мы лишены этого опыта и можем только учиться на опыте других.
То, что сегодня происходит в Армении, это имитация борьбы за достойную жизнь. По данным печати, в Армении существует более 4000 общественных организаций. Половина из них - иностранные. Все эти центры и фонды созданы для имитации активности гражданского населения. Появилась новая профессия «Активист». «Активисты» выходят на всякие митинги, собрания и шествия, протестуя по всяким мелочам, которые не имеют никакого отношения к переменам, тем самым имитируя активность гражданского общества. Безработица вынуждает молодых людей идти на работу в эти фонды в качестве активистов, с надеждой дальнейшей эмиграции. Цель этих фондов, пресечь возможность возникновения идеологий, и на практике тренировать активистов неповиновению власти и организации масс. Все это делается для того, чтобы в случае необходимости, использовать эти силы в собственных интересах. Можно предположить, что сегодня все политологи, эксперты и прочие лица, систематически появляющиеся на телеэкранах и в социальных сетях, сотрудники этих фондов, живущие за счет грантов.
Менталитет.
«Менталитет складывается на основе общего исторического, культурного, социального и экономического развития той или иной общности. Черты менталитета ярко проявляются в поведении его носителей и становятся особо заметными, если человек попадает в другую культурную среду.»
Менталитет армянина противоречив в силу географического положения, природно-климатического многообразия и исторической памяти..
Исторически страна всегда находилась на пересечении цивилизаций и культур: во времена античности — между Римской империей и Персией (Парфией); в средневековье — между Византией и арабским халифатом; сейчас — между русским миром и исламским.
Природно-климатические условия Армении настолько многообразны, что и народ Армении, проживающий в разных областях, имеет свой менталитет и уклад жизни.
Две тысячи лет до н.э. Армения процветала и это отразилось на способностях армян преуспевать в развитых обществах. Показателем этого служит множество армян с мировым именем, проявивших свои способности практически во всех областях жизнедеятельности человека. То есть, если армянин попадает в благоприятную среду, историческая память античного развитого общества помогает ему проявить возможные способности.
Второе тысячелетие для армян сложилось трагически. Потеря самостоятельности, угнетение, остановка в развитии, нищета, геноцид. Все это сделало из армянина единоличника, и маргинала даже в среде сородичей. Историческая память нищеты, угнетения, боязни быть убитым сохранены на генетическом уровне. И эта память более свежа и она превалирует над древней памятью развития. Эта память никогда не оставляет народ.
При благоприятных условиях возможно усиление памяти развития. Тому был пример Советской власти. Но возможно и усиление памяти рабства. Тому пример современное общество.
Многовековая потеря имущества и земель, влияние востока, укрепили в армянах веру в то, что личное обогащение может дать человеку путь к свободе и достойной жизни.
Диаспора.
«Аннексия Византией Армянского царства, а также начавшиеся усиленные нашествия огуз-сельджукских племён привели к началу многовекового процесса вынужденной эмиграции армян со своей исторической родины.»
Итогом многовекового процесса эмиграции, стали множество армянских поселений по всему миру. Какой опечаток на историческую память армян оставила эмиграция? «որ տեղ հաց-նդեղ կաց» ( там где хлеб- там живи) ?!
Можно утверждать, что ценности у эмигранта другие. Эмигранты, в своем большинстве, остаются маргиналами - потребителями в стране проживания. Они очень медленно, или вообще никогда, не становятся членами общества страны проживания. С другой стороны, они начинают отличаться от сородичей , проживающих на Родине. Националистическая политика современной Армении выдвигает лозунг объединения всего мирового армянства. Это утопия. Это национализм в форме популизма. Принимаются законы, разрешающие получение армянского гражданства всем армянам, желающим этого. Для адаптации в обществе человеку из другой среды обитания необходимо время. В Швейцарии это время равно 12 –ти годам. Если в переселении есть необходимость, то для переселенцев необходимо создать условия и время для адаптации к новым условиям.


Россия.
До прихода России в Армению, Армения была поделена между Турцией и Персией. В 1828 году на территории бывших Эриванского и Нахичеванского ханств и Ордубадского округа, вошедших в состав Российской империи по Туркманчайскому мирному договору, была образована Армянская область (центр — Эривань), которая в 1833 году была разделена на четыре округа: Эриванский, Шарурский, Сардарапатский и Сурмалинский[61].
Это, без преувеличения, можно назвать вторым рождением армянского народа.
Объединив часть армянских земель и собрав на них «осколки нации», Россия дала возможность народу выжить. Кроме того, Россия была более передовая страна, и это давало шанс начала развития нации. Подход России к народам, входящим в Российскую империю, отличался от подхода других держав. Россия начинала передачу своих знаний посредством обучения представителей этих народов русскому языку. Это не было отношением колонизаторов, в классическом понимании, так как эти народы граничили с Россией и зачастую искали помощи у нее, и входили в ее состав, чтобы не быть уничтоженным. Приобщение к русскому языку давало отсталым народам возможность познаний. Конечно, Россия делала это в своих интересах, и получалось, что помогала в развитии народов. Кроме того Россия переселяла в новые губернии русских из густонаселенных районов России. Опыт и многие хозяйственные навыки переселенцев имели благотворное влияние на местных жителей окружающих селений. Местное население стало вести свое хозяйство по опыту русских переселенцев. . Наряду с этим, проведение железных дорог и устройство других более или менее усовершенствованных путей сообщения (шоссейных и грунтовых дорог), в основном в стратегических целях, в значительной мере способствовали разрушению старых вековых устоев феодализма.
После присоединения части Армении к России многие армяне получили образование в России. Начался процесс выхода Армении из многовековой отсталости. Но в силу своей отдаленности от центра и промышленно- развитых регионов, развитие проходило медленно. Армения оставалась отсталой страной, В Армении отсутствовало промышленное производство. Вся промышленность состояла из двух горнодобывающих предприятий - Алаверди и Кафан. Население Российской Армении начало увеличиваться за счет притока армян иммигрантов из Турецкой и Иранских провинций. В Российской Армении жизнь была спокойнее.


Великая Октябрьская Революция
Великая Октябрьская Революция изменила мироустройство. Для Российской Армении это был исторический шанс для возрождения и сокращения своего отставания в развитии от передовых стран. Организация общественного производства при советской власти создали условия для построения общества в отсталом и уставшем народе. Создание промышленных предприятий, ВУЗ-ов, НИИ и всего, что необходимо для развития народа, придало уверенность народу в свое будущее. Но так сложилось, что Советское государство игнорировало некоторые основные принципы развития человечества и в итоге остановилось в развитии, что и привело к развалу СССР.
Д ля правильной оценки вклада Советской власти в становлении Армянской ССР, следует вспомнить, чем располагала дореволюционная Армения и какое нам досталось наследство от прошлого.
Известно, что до установления Советской власти Армения в экономическом отношении была отсталой страной, крупная промышленность была представлена лишь медными рудниками в Алаверди и Кафане с не-большими примитивными медеплавильными заводами, продукция ко-торых— черновая медь — как полуфабрикат вывозилась за пределы Армении. Определенное место в экономике занимало винно-коньячное производство. Эти две отрасли давали более половины всей валовой продукции промышленности. Другие виды промышленного производства были развиты слабо и представлены мелкими мастерскими. В обрабатывающей промышленности господствовали ремесло и кустарный промысел.
Исторические реалии таковы, что Великая Октябрьская революция произошла в России, и нам посчастливилось в этот период быть в составе России.
В период Советской власти, историческая память времен расцвета древнего народа, дала возможность развитию производительных сил быстрыми темпами. Но для создания общества, это был короткий исторический период. Средства производства отставали от развития производительных сил. Не было создано, достаточно материальных благ, для создания устойчивого общества. Устойчивое общество в Армении не состоялось.
Значение ВОР и Советской власти для народа Армении невозможно переоценить. Достижения народа за время Советской власти впечатляют. За время Советской власти в Армении состоялась здоровая и довольно образованная нация. Увеличилось население страны за счет рождаемости. Было построено промышленное производство. Люди начали работать с металлом. В Армению возвратился «железный век». Были созданы общественное производство и соответственно производственные отношения. С каждым годом Армения сокращала свое отставание, как в развитии, так и в накопление материальных благ. Но 70 лет слишком короткий срок, чтобы поменять историческую память народа. Сознание социума не укрепилось.
Сейчас ведется много пропагандистско-софистских разговоров об отрицательном влиянии ВОР на народы СССР и вообще на мировое развитие. Это все было похоже на правду в начале 90-х, на волне «опьянения свободой». Сейчас является очевидным, что ВОР имела мировое значение и, благодаря ВОР, стало возможным освобождение народов мира от несправедливости и угнетения и становления институтов народовластия. Для народов СССР этот период стал периодом развития революционными темпами. Страны Средней Азии и Закавказья от натурального хозяйства перешли к промышленному общественному производству. При любом понимании истории, это положительный опыт.
Карабахская война.
Есть такое понятие: «Если битвы выигрывают генералы, то войны – экономика.»
Скачок в развитии производительных сил, мощная экономика Армении при СССР придали народу Армении уверенность в своих силах. СССР изжила себя. Тяга к национальному возрождению, дали импульс для возрождения исторической памяти античного героизма. Все это и патриотизм представителей Спюрка, дали возможность победить в Карабахской войне.
Но вмешательство Спюрка, принесло с собой и дашнакский этно -национализм. Кроме того, идеология этно-веры Нжде и прочие национально - архаичные идеологии. Все это нашло благодатную почву в еще несостоявшемся, малообразованном обществе, которое имело необходимость в новой идеологии. Не имея отечественной политической мысли, вся идеологическая ориентация обратилась к столетней давности, которая не могла иметь ничего общего с современным и будущим. Мир давно изменился. Это был шаг в прошлое.
Когда под лозунг о присоединении Карабаха к Армении присоединилась достаточная масса народа, появился лозунг о независимости, выходе из СССР? !
Землетрясение, война, национализм, выход из союза- все это вместе не предвещали ничего хорошего для народа.
Победа принесла независимость. Но мы уже давно забыли, что это такое. У нас нет представителей общества, способных маслить по государственному. У нас нет опыта принятия государственных решений. Все было отдано на откуп родственным связям и личному обогащению.


Послевоенный период.
Итак, в Армению пришла независимость. В окружении откровенно враждебных и не совсем дружественных государств, после разрушительного землетрясения, неоконченной войны, блокированная с трех сторон.
Первые шаги руководства страны можно объяснить неопытностью и, неимением у нации близкого исторического опыта государственности. Но дальше - хуже. Победители требовали власти, богатства, привилегий. К власти в республике и на местах пришли люди, не имеющие никаких познаний в управлении государством, не ограниченные в своей власти, и с исторически-естественным для них стремлением к наживе. Очень быстро дала себя знать историческая память. Кадры набирались по родовым связям и личной преданности. Не разрабатывается никакой план развития. Прикрываясь националистической идеологией, вешая на Советскую власть все мыслимые и немыслимые преступления, начался планомерный грабеж всего, что было создано при Советской власти. Власть сделали бизнесом. Во власть шли уже откровенно для того, чтобы быть вне закона, брать взятки, получить, что-то от Советского наследства, принимать участие в дележе государственного имущества, бюджета и т.д..
Не имея никаких ценностей и другой идеологии - укрепляется, испытанная веками, идеология исторического национализма. В основе своей, идеология национализма создана для сплочения нации, но в неразвитых странах она больше используется для отвлечения нации от насущных проблем, чтобы придти к власти и обогатиться. Национализм, это как софизм, не требует никаких доказательств. Лозунги, фразы, нахождение внешнего врага, историческая неоспоримость величия, нахождение древних идолов и т.п..
Националисты торжествуют. Это настолько архаичная идеология, что уничтожаются основы развития нации. Закрываются русские школы, государственным языком провозглашается единственно армянский язык. Это был удар по самой образованной части населения. Их в одночасье лишили права участвовать в общественной и государственной жизни. Их отстранили от участия в строительстве нового государства. В итоге Армения получила отток самой образованной части населения.
Возможно в будущем, если народ переживет все происходящее, послевоенный период назовут, периодом варварства.
Язык.
Первым шагом , повлекшим за собой последствия «мины замедленного действия», стало принятие государственным языком только армянского языка и закрывание всех русскоязычных общеобразовательных и дошкольных учреждений.
Этого нельзя было делать по следующим причинам:
  1. Россия спасла часть нации от истребления и создала некоторые условия для развития;
  2. географическая близость России, как великой державы;
  3. знание русского языка во всех уголках Армении;
  4. утверждения русского языка, как языка международного общения для 250-миллионной массы народов СССР
  5. наиболее образованная часть населения было русскоязычным;
  6. вся производственная, научно-техническая, технологическая, медицинская и пр. литературы были на русском языке;
  7. русский язык давал возможность народу познавать мир, набираться знаний. Количество и качество печатных изданий на русском языке не идет ни в какое сравнение с тем, что издано на армянском. На это уходят столетия;
  8. русский народ более передовой и прогрессивный народ. Приобщение народа Армении к русскому языку давало возможность изменения генетического кода армян от отсталого народа на новый, более высокий уровень. Русская мысль является одной из самых передовых в мире и приобщение к ней дало возможность развитию армянской мысли.
Многие говорят, что надо переводить. Но сколько на это нужно времени и средств и на сколько столетий мы уйдем назад, пока будем переводить. Ведь жизнь не стоит на месте, и мы всегда будем в переводящих. Переводите, но зачем уничтожать достигнутое? И все равно не сможем наверстать то, что нам дает знание русского языка. Армянский язык не развивался столетия и на нем невозможно передать то, что можно передать на русском.
Этим законом были выведены из участия в общественной жизни самая образованная часть населения. Начался расцвет архаичной националистической идеологии начала 20-го века. Будущее решили строить прошлым.
Современная экономика.
Блокада, полувоенное положение, безработица, отсутствие тепла и света, последствия разрушительного землетрясения. При таких обстоятельствах является естественным переход основных отраслей экономики на государственное положение. Но для этого нужно иметь государственное мышление, которое обретается с историческим опытом государства.
Грубейшей ошибкой в подобных условиях стала либерализация экономики и разукрупнение сельскохозяйственных земель. Либерализация экономики была актуальна в период становления мирового промышленного производства, то есть в 16-19 века. Но даже тогда, государства всегда имели свою долю участия в экономике страны. Уже с середины 20-го века во всех развитых странах государство принимало активное участие в экономике. Процессы либерализации и государственного регулирования, постоянно в развитии. В зависимости от мирового развития попеременно усиливаются то государственное регулирование, то передача в частную собственность.
Под либерализацией понималось передача собственности своему родственнику для дальнейшего разворовывания. Это привело к остановке , закрытию и разворовыванию всей имеющейся промышленности.
В сельском хозяйстве спад производительности и разложение общественных отношений.
Экономики не стало.
Деградация общества.
Очевидно, что первопричиной упадка во всех сферах общественной жизни является отсутствие общественного производства.
Развитие человека и общества происходит в процессе производства материальных благ и производственных отношений. Это доказано всей историей развития человечества. Это уже не теория, а опыт, который делает неоспоримым этот факт.
Проповедуются дашнакский национализм. Вся вина бедствий армян за последние 200 лет приписана России. Россия виновата и сейчас. На весь мир трубим, что мы жертва геноцида и требуем справедливости и наказания Турции. Пацифистско – демагогическая идеология, превосходство личного над общественным, преклонение богатству, разврат и пр. Искореняются остатки русского языка. Воспитывается поколение потребителей.
Делается все, чтобы не возродилось промышленное производство. Все мировые финансовые организации дают постоянные кредиты правительству и обещания, ровно столько, чтобы не начался массовый голод.
В стране безработица. На 2013 год официально около 19%. Во время Великой депрессии в США пик безработицы составил 26%. Это было катастрофой. Правительство принимало меры.
Фактический уровень безработицы в Армении на 2013 год по некоторым оценкам доходит до 40%. Миграционные потоки усиливаются.
Армения практически ничего не производит. Основные статьи дохода, добыча полезных ископаемых, некоторое производство продуктов питания и непомерное налоговое бремя. Только обещания каких-то значимых проектов.
Песни и пляски в Армении продолжаются.
Нация деградирует. Историческая память возрождается, уже в сознании народа возродился ужас смерти. Страх за свою жизнь и соответственно преклонение богам. Душа раба возрождается.
Эмиграция.
С 2009 года началась очередная массовая эмиграция. Народ опять брошен на выживание. В народе опять проснулась историческая память раба. Выживание любой ценой. В эмиграцию за куском хлеба и потеря достоинства. Люди не понимают, что нельзя построить достойную жизнь в отдельно взятой семье. «Не пищей единой сыт человек.» Люди в растерянности. Они ищут спасителя, не понимая, что делом своего спасения должны заниматься сами. Но страх голода, а еще более, страх перед правителями, уже вкрался в сердца людей. Все, на что осталось смелости, это жаловаться. Люди растеряли и зачатки тех знаний и возможности достойной жизни, которые получили при Советской власти. Исторического опыта консолидации для решения внутренних проблем народ не имеет. Нет необходимых знаний и духа бунтарства. Тысячелетия безграмотности. 70 лет полученных знаний и возможности безбедного существования очень маленький срок. Пропаганда делает свое дело. Людям постоянно внушают, что без посторенней помощи мы ни на что не способны. У нас нет нефти и газа. Абсурд, который можно внушить только необразованной нации. И не видя путей выхода, люди покидают свои дома.
Но мир давно изменился, бежать некуда.
Власть.
Представители власти те же армяне с той же историей. "Государственная власть превратилась в комитет, который управляет делами небольшой кучки богачей." Все средства производства и общественный капитал стали собственностью небольшой кучки родовых кланов. Но это не так страшно. Страшно то, что эти средства производства не работают. Заводы и фабрики не работают.
В сложившейся в стране экономической ситуации ни одна из ветвей власти (в том числе и исполнительная) не могут быть независимыми, потому что все они люди, и можно стать безработным и без средств существования. Это «палка о двух концах» экономически бедных стран. Значение личных качеств человека в такой ситуации ничтожны. Главенствуют основные потребности: еда, одежда, кров. Система складывается так, что если ты в круге избранных, ты имеешь, кроме основных потребностей, еще и излишние (роскошь). Если откажешься от этих правил, лишишься всего, то есть и возможности удовлетворения основных потребностей. Круг замыкается.
Переоценке ценностей не произошло и уже не может произойти. Все зашло так далеко, что власть живет в совершенно другом измерении и не понимает, что не так. «Верхи не могут».
Политические партии.
В стране, где нет общественного производства, не может быть что-либо, похожее на политическую партию в том понимании, в котором исторически возник термин. Когда нет общественного производства, естественным является бедность, высокий процент безработицы и отсутствие производственных отношений между людьми, которые должны давать импульс политической мысли человеку. Отсутствие достаточного количества рабочих мест, вынуждает подчиняться работодателю безоговорочно. Самым крупным работодателем является государство. Политические партии стали прибежищем для безработных, которые могут только имитировать политическую деятельность. Все партии находятся на «поводке». Это естественно. Любая деятельность требует финансирования. Прежде чем заниматься политикой, искусством и пр., человеку необходимы- пища, одежда, кров.
Партии создаются под одного человека, который и финансирует эту партию. Или партию финансирует иностранное или свое государство. Какую идеологию может пропагандировать такая партия? Идеологию хорошего человека, которая так же архаична, как и средневековая церковь. Это одурманивание умов.
Все лозунги партий сводятся к призыву смены власти, поддержке малого и среднего предпринимательства и европейские ценности. Вроде бы все правильно. Но это софизм чистой воды.
1. Нельзя сменить власть только призывами, без конкретного обозначения основ идеологии.
2. Не может в принципе быть мелкого и среднего предпринимательства, без крупного. И причем это крупное должно быть трудоемким и наукоемким. Например, машиностроение, металлургия, электротехника и т. п.. Это должны быть предприятия реально производящие продукцию.
3.Еевропейские ценности хороши и возможны при достаточном количестве материальных благ. Невозможно принятие европейских ценностей, не имея аналогичного уровня производства материальных благ. В нищете не может быть и намека на справедливость и достойное существование.
Олигархи.
«Олига́рхия (греч. ὀλιγαρχία (oligarchia) — «власть немногих», отдр.-греч. ὀλίγος (oligos) — «немногий» и др.-греч. ἀρχή (arche) — «власть») — политический режим, при котором власть сосредоточена в руках сравнительно малочисленной группы граждан (например, представителей крупного монополизированного капитала[1]) и, порой, обслуживает их личные и групповые интересы, а не интересы всех граждан. Иначе говоря, власть и капитал сосредоточены в одних руках. Олигархи — члены олигархии, могут либо сами быть членами правительства, либо оказывать решающее влияние на его формирование и принятие решений в своих личных и групповых интересах.»
Олигархи, это инструмент власти для собственного обогащения, защиты и собственного воспроизводства. Это проявление бедных, необразованных и не организованных обществ. Недостаточность материальных ценностей приводит к сращиванию частного и государственного интереса на уровне родовых кланов. Когда общество не организованно на высоком уровне, организовываются отдельные группы с определенными интересами. В основе своей это меркантильные (торговые) интересы, то есть интересы « близкие к телу». Они организованы на основе личного интереса и родственных связей. Организованные всегда превосходят неорганизованных. И сколько не взывай к совести, это бесполезно. При недостаточности материальных ценностей, они отхватили свое и добровольно не откажутся от этого. Это стало системой, и она действует по не писаным правилам, которые действуют на ее сохранение. Они живут в другом измерении и другими ценностями. Мания величия и вседозволенности притупило у них чувство ответственности даже за будущее своих потомков.
Они не видят очевидных вещей, что будущее их потомков находится в прямой зависимости от будущего нации. Им представляется, что наличие иностранной валюты в иностранных банках, может обеспечить будущее их потомков в эмиграции. Они не могут понять, что самая надежная защита их имущества и потомков находится в развитой и сильной отчизне. Вне отчизны они чужие.
Уровень развития наших олигархов мало отличается от общего развития народа. В более развитых странах капитал занят промышленным производством, банками, высокими технологиями, созданием корпораций и прочим высокотехнологичными видами деятельности. Наши олигархи заняты строительством газовых заправок, ресторанов, дорогостоящего жилья и супермаркетов на местах заводов и фабрик, поставкой продукции государственным структурам (армии, полиции, медицине и пр.) и т.д.. Они занимаются всем, кроме промышленного производства. Они заняли все отрасли с простыми схемами, бюджет- деньги-товар-деньги.
Они не занимаются промышленным производством, это для них видимо, слишком сложно, или же им сказали не заниматься. Если не брать в расчет то, какой необратимый ущерб они вместе с властью приносят народу и государственному образованию, в этом случае, они сознательно променяли будущее свое и своих потомков на «фантики». Это проявление объективной действительности отсталой нации.
Армения, из промышленно-развитого государства Советов, превратилась в один большой супермаркет, где практически ничего не производится.
Буржуазия в Армении не состоялась, да и не могла состояться. В Армении 21 века созданы экономические условия, которые были актуальны в 17 веке. Эти условия не могут привести к развитию. Состоялось правление лавочников-торговцев.
Иностранные государства с улыбкой и распротертыми руками встречают и провожают их и радуются, что в мире еще много есть наивных богачей-нуворишей, которые обогащают их. Ведь по большому счету, все имущество всех нуворишей в итоге переходит в собственность запада. Попросту они вывозят свое богатства и передают им в управление. Потомки их, будут прозябать в эмиграции, и прокляты соотечественниками. И опять будут жалобы на судьбу армянскую.
Кроме этого, держа свои активы в иностранных банках, они становятся послушными рабами этих государств.
Мир стал очень маленьким. С гарантией безопасности, для себя и своего капитала, бежать некуда.
Что делать?
Очевидно, что основой жизнедеятельности человека является производство. Очевидно, что люди, прежде чем заниматься политикой, искусством или служению богу, должны есть, одеваться иметь кров над головой. На данном историческом этапе развитии это общественное (промышленное) производство. Нет общественного производства, не может быть развития ни в одной сфере жизни общества., и не может быть общества вообще. Чтобы это понимать, нужны образованные люди, а чтобы это воплотить в жизнь, нужны люди, обладающие критическим способом мышления, высокой степени рефлексии, способностью к систематизации знаний и опыта. И только после этого возможно появление людей, способных перевернуть печальную страницу истории народа Армении.
Опора на собственные силы.
Никто в мире не поможет. Помогают сильным.
Только опора на собственные силы, с использованием опыта передовых стран.
Внутри Армении народ испуган возможности голода, поэтому ни о чем не может думать, как только о хлебе насущном. Экономические условия освежили историческую память выживания. Люди сопротивляются этому, но не находят пути. Нет опыта и знаний.
Народ ждет, когда появятся люди, способные систематизировать, анализировать и выдавать те мысли и идеи, которые понятны и необходимы народу. Но такие люди пока в Армении не наблюдаются. Даже нет людей, готовых говорить об этом. Круг замкнулся.
Нужна помощь извне. Кто может помочь Армении? Только сами армяне.
Множество армян проживают по всему миру, но только армяне России, эмигрировавшие после развала СССР, имеют сношения с Арменией. Кроме того, я думаю, что самая большая масса образованных армян проживают в России. Поэтому еще есть маленькая надежда, что можно попытаться все исправить, не дожидаясь очередной трагедии. Я думаю, что только армяне России могут помочь. Кроме всего прочего, необходимо что-то противопоставить западной пропаганде. Народу Армении нужна идеологическая помощь. Необходима инициатива. Сейчас армянам России дан исторический шанс не смотреть на история со стороны, а принять в ней участие и оставить свой след в истории. Ведь если Армения станет сильным государством, от этого выиграет и диаспора в России. Большая часть эмигрантов вернется на Родину и не будут раздражать народы России , вновь обретется их уважение. Не известно, как сложится история, возможно и Российской диаспоре понадобится помощь и малая Родина сможет помочь. Более- менее стабильное будущее всем армянам в мире может дать только сильная стабильная Армения. И Российское государство, вместо «живого трупа» обретет сильного союзника, подобного Белоруссии и Казахстана.
С чего начать?
Возможно с создания площадки для обсуждений и дискуссий. Например НПО «Фонд помощи народу Армении». От фонда открыть филиалы в Армении. Цель фонда определить не столько материальную помощь населению, а образовательную.
1. Противостояние западным фондам, сеющим вражду между русским и
армянским народами.
2. Организация бесплатных курсов изучения русского языка.
  1. Экономическое, политическое и идеологическое просвещение населения.
  2. Противостояние националистическим идеологиям.
5. Помощь в получении знаний общественного развития.
6. Пропаганда государственного мышления.

А каким будет продолжение покажет начинание, которое обязательно приведет к развитию. Только действие приводит к развитию.
Возможно нужно начинать с другого, но для этого нужны люди, способные обсуждать тему и
и готовые не смотреть на историю со стороны, а принимать участие в ней.
Если кто-то думает, что можно построить счастливую (достойную) жизнь для отдельно взятой своей семьи в несчастном обществе, это заблуждение. Счастливую жизнь можно построить только сообща в развитом и постоянно развивающемся обществе.


А. Туманян, экономист.
Июль 2014г. - декабрь 2015г.
E-mail: tumarm@yandex.ru

 

Источник: http://Raffi
Категория: Мои статьи | Добавил: странник (15.11.2016) | Автор: Скиталец E W
Просмотров: 225 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar