Главная » Статьи » Статьи других авторов.

Где хлеб, там и дом



Где хлеб, там и дом?

Роберт Багдасарян

Каждый раз, слыша эту противоестественную и где-то даже “предательскую” фразу, не могу поверить, что она действительно родилась в исконно армянской среде, - промелькни она в армянском мозгу тысячелетия назад, вряд ли на пороге XXI века имели бы мы на земном шаре тот, пусть ныне крохотный, каменистый, но все же свой родной угол с устремленным во вселенную синим оком Севана и четырехглавым Арагацем…
А между тем поневоле признаешься себе в том, что гордый облик древнего армянина на сегодняшний день столь измельчал, что мой соотечественник, увы, живет, действительно, по принципу “вортех хац – энтех кац”, т.е. “где хлеб – там и дом”. Потому что не может добыть себе и своей семье хлеб на родине, который дает достойному и порядочному человеку, естественно, только честный труд…
К всеобщему нашему несчастью, независимая Армения не может прокормить свой народ настолько сносно, чтобы глаз армянина не косил в сторону, - и едут, и едут мои незадачливые земляки, пакуя чемоданы и узлы, на все четыре стороны света… В Америку, в Европу, в Россию и даже в Новую Зеландию! Порою кажется, будь Антарктида чуточку более приспособленной к нормальной жизни, и туда рванули бы нынешние ереванцы и гюмрийцы, гаварцы и лорийцы, тавушцы и зангезурцы…
В советской стране худо-бедно, но существовала довольно объективная государственная статистическая служба, которая, хотя и лакировала действительность и порою безбожно врала о “росте благосостояния народа”, тем не менее четко зафиксировала, что в 1980 г. в Армянской ССР проживало более 3-х миллионов граждан, а к 2000 г. прогнозировала, при тех же темпах развития, пятимиллионную республику!   Заметим, не хилую задрипанную окраину советской “империи”, а мощную, высокоразвитую республику! Увы, радость наша по поводу день ото дня крепнущего “армянского очага” на северо-восточном краешке обширного Армянского нагорья оказалась преждевременной… Кого-то в мире, видно, сильно раздражало усиление армянства на исконной земле – и мы испытали то, что испытали!  С лихвой! Нет и уже явно никогда не будет пятимиллионной республики армян (по крайней мере, на памяти моего поколения), а те имевшиеся к началу “бархатной революции” три с половиной миллиона армян под сенью Арарата истаяли наполовину дружными усилиями врагов всех мастей – как внешних, так и внутренних…
Трагедия армянского народа – Геноцид 1915 года – продолжается, поскольку тех, кого не вырезала в страшные годы лихолетья безжалостная рука варваров двадцатого века, безвозвратно увело на путь “белого геноцида” всемирное рассеяние (по-армянски -Спюрк)… Потому что если прямые потомки аборигенов Западной Армении еще сохраняли язык, традиции, обычаи и культуру, передавая их своим детям, то наивно предполагать, что их внуки и правнуки останутся настоящими армянами со своим, только им присущим, менталитетом в американском, европейском,  любом другом “котле” совсем иных нравов и жизненных ценностей. Среда обитания неумолимо диктует свои законы и правила игры, и с каким бы надрывом там, в Лос-Анджелесе или Марселе, Бейруте или Тегеране, Буенос-Айресе или Москве, ни пели патриотических песен, ни декламировали бы армянских поэтов, ни плясали бы под экзотические для иностранцев доол и зурну, ни строили бы церкви и школы, ни млели бы от общения с соотечественниками, приехавшими со “сладкой матери-родины”, - не может сохраниться подлинной армянской души и натуры вне родных стен, вне родной земли, без осознания того, что только на святой, политой кровью и потом земли, под сенью вечного Арарата (увы, все еще не нашего!) может свободно, полной грудью дышать Армянин, пусть и не очень сытый, не очень обласканный родным государством…         
 Поэтому я вовсе не радуюсь и мне горько, когда читаю в прессе или слушаю и смотрю по ТВ, как еще где-то на благословенной земле Америки, Европы или России “состоялась” и процветает, расширяясь, армянская община, где лидеры и члены ее бойко говорят о своих патриотических чувствах и делах “на местах” и даже на Родине… Полноте, господа! Чем класть яйца в чужих гнездах (не имея никакой гарантии, что их когда-нибудь, рано или поздно, не раздавят, не разорят если не власти, то какие-нибудь обкурившиеся или пьяные “ура-патриоты”), лучше  сберечь их на Родине, то есть консолидироваться на родной земле. Ведь ясно: при всем богатстве и влиятельности армянских колоний за рубежом вырастить там полноценных армян не удастся – ассимиляция неизбежна, пой или не пой армянские песни, отплясывай или нет “кочари” на московской или бостонской мостовой! Это знаем мы, айастанцы начала третьего тысячелетия, мы – подлинные патриоты, не бросившие страну в трудный час ради сытного обеда и горячей ванны в Париже или Петербурге, не поющие “оттуда” душещипательных песен о “сладкой воде родины”, не пишущие псевдопатриотических и назидательных статей для ереванской прессы…
Достаточно взглянуть уже сегодня на тех бывших “совков” из Армении, которые в 90-е годы рванули, сверкая пятками: они говорят на плохом английском (русском, немецком и т.д.), манеры и поведение их давно изменились, и явно не в лучшую сторону, они пренебрегают своими “деревенскими” родственниками с “бедной”, “занюханной” родины…
Вот плоды “свободы выбора”, которой не было у наших отцов и дедов, тем не менее построивших достойную любви и уважения притягивающую, влекущую к себе Армению середины ХХ века!
Где бы мы ни жили, даже плескаясь в чистейших бассейнах на собственных виллах под пальмами, в роскоши и неге, мы всегда будем людьми “второго сорта” в том чужеродном и далеком от наших национальных критериев обществе, которое терпит нас до тех пор, пока мы в него вписываемся, пока мы “тихие и ласковые”, не слишком “высовываемся”, ничего не требуем и не мозолим глаза “полноценным хозяевам” той или иной страны, где имеем “счастье” притулиться ради лишнего куска хлеба (непременно с маслом!) и более “цивильной” жизни… Но достаточно сделать “резкое движение” или заикнуться о чем-то “не положенном” в райском демократическом  (или не очень) государстве, и тебе, человеку – для них – “без роду и племени”, весьма жестко и недвусмысленно укажут на твое “истинное” место… Впрочем, и правильно сделают, потому как негоже лезть со своим уставом в чужой монастырь. А коли не нравится, “земляк”, - будь добр жить в “своем монастыре”, то бишь на земле, которая тебя родила, вспоила-вскормила и сделала человеком (или, увы, не сделала!). Ведь нормальные дети не уходят к чужим родителям только потому, что те богаче их собственных “предков”…
Почему же мы, армяне, столь стремительно кидаемся на чужбину – ведь и там никого даром не кормят: приходится “пахать” от зари до зари, чтобы обеспечить себе и своей семье комфортную жизнь, пусть и за тысячу-другую лишних, чем в родной сторонке, баксов… Самое  страшное: мы радуем своих врагов, собственными руками претворяя в жизнь провозглашенный когда-то черными силами зла лозунг “Армения – без армян”… А ведь кому-то это надо и сегодня! Никогда не мог понять и переварить телячьего восторга и умиления от иных армянских интеллигентов и общественных деятелей, которые чуть ли не гордятся тем фактом, что нас много по всему миру. Оказывается, нас целых десять миллионов, аж в самой Австралии нас “знают и уважают”!
Господа, плакать надо от осознания этой горькой истины, а не восторгаться и умиляться! Народ силен и уважаем другими, когда живет компактно, плечом к плечу, на своей исконной земле и созидает на ней, веря в будущее, крепко врос в нее корнями, а не плодится и живет где угодно, но только не у себя на родине. Иначе он удостаивается презрения окружающих и пренебрежения… Из внушительной горки риса еще можно сварить отменный плов, но из разбросанных по всему столу зерен, не собрав их вместе, - никогда!  Потому как рассеянное по миру армянство может представлять лишь ощутимую моральную или материальную силу (и такое бывало в роковые периоды истории). Однако так или иначе зарубежное армянство, увы, подчиняется законам и  нравам страны, в которой живет та или иная община армян, а следовательно, всегда вынуждена будет координировать свои действия и планы в русле государственной политики данного государства, которая порою может вестись далеко не в интересах армянского народа в целом. Все проще пареной репы – армянские общины поневоле должны подчиняться властям той страны, в которой существуют: в США – американским, во Франции – французским, в Иране – иранским, в арабском  мире – арабским и т.д. И все благие намерения и разговоры о единстве Спюрка (Диаспоры) и Родины порою разбиваются о подводные камни “большой политики” и международных глобальных интересов… Так было всегда в истории армянского народа, и почти всегда его жизненные интересы растаптывались или игнорировались “великими державами” грубо и бесповоротно, что лишний раз подтвердил канувший в Лету век двадцатый…
Разумеется, мы обеими руками за теснейшее сотрудничество Родины и Спюрка, приветствуем любые контакты, направленные на сплочение нации в разных концах света, нужны и форумы на самом высоком уровне, встречи интеллигенции и общественных деятелей, но… Все должно основываться на стремлении строить крепкую Родину на исторических, исконных землях Армении! Чтобы нас уважали чужие и опирались, как на каменную стену, свои в Диаспоре!
Повторюсь: не надо, на мой взгляд, особенно воодушевляться и обольщаться также ростом и расцветом наших колоний на чужой земле – лишняя армянская школа или церковь где-нибудь в России или Америке, конечно же, отрадное явление, поскольку, раз уж так сложилось с веками, есть немало крепких, традиционных общин, которые действительно играли и продолжают играть существеннейшую роль в жизни Спюрка. Но…
Пора, давно пора крепко-накрепко всем армянам – москвичам и бостонцам, сиднейцам и прочим – зарубить на носу: только сильная и населенная армянами Армения может обеспечить безопасность и рост национального государства, только армянин, живущий, созидающий, терпящий многочисленные и неимоверные материальные трудности на свой земле, тем не менее способен и должен защитить ее от врагов в роковой час! Потому что его кровью, потом и ежедневными лишениями складывается здесь камень на камень, обрабатывается каменистая почва, здесь он дает жизнь своим детям, и потому уже он будет за нее драться неистово, не щадя живота!
 Любой численный рост и тем более пышный расцвет любой зарубежной армянской общины за счет “сырья с Родины” – это, увы, ослабление, “обескровливание” нашего независимого национального государства. И как раненый человек, теряющий тонкой струйкой сочащуюся из раны кровь, неминуемо погибает, если ему вовремя не оказать помощи, так и страна, лишающаяся своей главной ценности – населения, мозгов и трудовых рук, людей, для которых, собственно, и существуют государства, рано или поздно зачахнет, захиреет, станет легкой добычей чужаков, которые получат “на блюдечке” не только наши величественные горы и цветущие долины, но и материальные и духовные ценности, не способные быть защищенными слабосильной горсткой разуверившегося и отчаявшегося народа, оставшегося еще на библейской земле…
В чужих руках мы были веками – нас “обласкали” (в меру своей цивилизованности) и персы, и греки, и арабы, и монголы, и турки, и русские… Теперь, в эпоху глобализации, нам дан великий шанс: мы обрели пусть и скороспелую и шаткую, но все же независимость – имеем свой цвет на политической карте мира, свои флаг и герб, свою валюту, свой имидж на международной арене как древняя и достойная уважения маленькая, но Нация! Умом, слава Богу, тоже не обделены – в любой стране мира толковые армянские головы всегда были востребованы и с успехом трудились на благо и во славу чужого государства… Увы, и по сей день так!
Вспомним, что говорили о нас великие интеллектуалы мира – немцы – еще в XIX веке. Языковед, филолог, профессор Страсбургского университета Генрих Хюбшман (1848-1908) писал: “Из многочисленных народов, с древних времен населяющих северо-западную часть Передней Азии, практически только армяне сохранили до сегодняшнего дня свою этническую однородность и язык, причем не с легкостью, а в результате долгой и изнурительной борьбы с внутренними и внешними врагами, несмотря на многочисленные притеснения и гонения… Выносливость армян объясняется расовыми особенностями нации, а также геополитическими,  историческими и религиозными взаимосвязями, которые помогли  им сохраниться. Очевидно, что народ с такой древней историей, несгибаемой национальной гордостью и непоколебимой верой заслуживает самого серьезного и заинтересованного к себе отношения со стороны цивилизованного мира…”
Видный прусский государственный деятель барон Август фон Гакстхаузен  (1792-1866), совершивший поездку в Россию и, в частности, на Кавказ, пришел также к весьма лестному для нас, армян,  выводу. “Армянский народ, - писал он, - отмечен самой волей Божьей и избран ею как распространитель христианства и цивилизации на Востоке. Армян можно рассматривать как закваску, как главный ингредиент азиатского теста, призванный оживить умертвленную духовную жизнь в этом регионе. Армяне вопреки всему сохранили верность своей родине, языку, своим традициям, христианству и церкви, национальному самосознанию…”
Лучшей характеристики армянскому народу и представить невозможно! Это было в далеком прошлом… Что же мы так “опростоволосились” в нынешнее время?!
Происходит поразительное и парадоксальное: когда мы веками были в составе различных империй, мы исправно служили всем им “душой и телом”, сражались на полях битвы во имя их интересов  и считали это своим патриотическим и гражданским долгом (со времен древних персидских царей до советского “дедушки Брежнева”!). Теперь, когда, казалось бы, мы должны “верой и правдой” служить своему государству, радуясь долгожданной независимости и “собственному голосу” в многозвучном хоре народов мира, мы, армяне, самым постыдным образом, чуть ли не в панике, покидаем страну, обескровливаем ее ежечасно, ежегодно… Неужели в нас уже генетически сидят такие “армянские” понятия, как “пандухт”, “беженец” и прочие? Этой славы мы жаждали на рубеже ХХ-XXI веков?! 
Куда идем, “братья-армяне”? Неужели на родной земле действительно все настолько  “ужасно, гадко и подло”, что несемся, чертыхаясь, на всех парусах куда угодно, как крысы с тонущего корабля, лишь бы подальше от этой, как иным кажется, “Богом проклятой”, “неустроенной”, “задавленной беззаконием” страны?
Кому оставляем? Немощным старикам, покинутым женщинам и малым детям, уже забывших или забывающих мужей и отцов, батрачащих в россиях и европах? 
В годы Первой мировой войны мы лишились Западной Армении не только в силу интриг великих держав и кровожадности турок и курдов, но и, осмелюсь сказать, потому, что в горах и долинах исторической родины оставались тоже в основном женщины, старики и дети: коварный враг всех армянских мужчин во цвете лет мобилизовал в свою регулярную армию, оставив население беззащитным перед вооруженными разбойниками, насильниками и убийцами… И лишь отдельным отрядам и дружинам смельчаков, сплотившихся вокруг наших легендарных героев национально-освободительной борьбы – генерала Андраника, Ахбюр-Сероба, Чауша, Дро, Нжде и других, удалось доказать силу армянского оружия и духа, отомстить за поруганную честь народа… Иначе бы мы сейчас не имели и тех крох (одной десятой части исторической Армении!) в Республике Армения, что достались беженцам и сиротам…
Печально, но, кажется, мы постепенно приходим к ситуации начала XIX века, когда коренная Армения (как Западная, так и Восточная) пребывала в ранге глухой провинции, захолустья, а вся бурная общественно-политическая и культурная жизнь армянского народа была сосредоточена за ее пределами – в Константинополе, Париже, Москве, Петербурге, Тифлисе и Баку… Кто тогда ассоциировал духовные взлеты и крупные достижения армян в любой области с “восточноармянскими” Ереваном и Гюмри (Александрополь, Ленинакан) или “западноармянскими” Карсом, Ваном и Эрзерумом? Увы…
Не хочется более параллелей… Просто пора нашим самым высоким государственным мужам вплоть до президента и правительства всерьез осознать весь вред непрекращающейся миграции и “депатриации” (обезлюдения) Армянского государства, ведущих в итоге к ликвидации независимости. Заслон этой уже угрожающей волне должен быть поставлен, и пусть даже не совсем демократическими, а волюнтаристскими методами – естественно, при том, что государство обеспечивает своих сограждан работой и другими социальными гарантиями нормального, достойного существования!
…В середине девяностых годов уже прошлого века родился полушутливый-полупечальный (для армян) анекдот. Курда спрашивают: вот вы живете среди армян, это хороший или плохой  народ? Тот простодушно отвечает: конечно, хороший: Тифлис отстроили, оставили грузинам, ушли, Баку отстроили, оставили тюркам – ушли, ну а Ереван… уйдут, оставят нам! Неизвестно, кто придумал эту, на первый взгляд, “милую шутку”, и хорошо, если это всего лишь беззлобный “экзерсис” для застолий, обожаемых всеми кавказцами независимо от национальности, которые всегда, кстати, понимали друг друга, если их не науськивали со стороны “доброжелатели” всех мастей… Впрочем, можно и не углубляться, засчитав вышеприведенное в актив анекдотов некогда весьма популярного Армянского радио…
Но пока перед моими глазами маячат согбенные фигуры озабоченных армян и армянок с чемоданами и баулами в ереванском международном  аэропорту “Звартноц” или перед автобусами хотя бы и в дружественную Россию, боюсь, что игнорировать зловещий по сути анекдот, мягко говоря, легкомысленно… 
Родина – это и Хлеб, и Работа. И надо не убегать “от греха подальше” куда глаза глядят, а расшевелить тех, кто мешает, чтобы на родной земле были и работа, и хлеб! Или заставить бежать отсюда их самих!..  

*   *   *

Опубл.: журнал "Литературная Армения" (Ереван), 2003, N 1, с.146-153.





© Copyright: Роберт Багдасарян, 2011

 

Источник: http://Роберт Багдасарян
Категория: Статьи других авторов. | Добавил: странник (06.02.2017) | Автор: Скиталец E W
Просмотров: 216 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar